Доклад президенту РФ

Вы можете оставить свое предложение для доклада здесь»


Доклад Губернатору Курганской области

Вы можете оставить свое предложение или отзыв здесь»


Онлайн-приемная Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Курганской области
Чуева Алексея Валерьевича

Задать вопрос

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Курганской области Игорь Клепинин рассказал корреспонденту «РГ», как преодолеть препятствия, мешающие развитию бизнеса в Зауралье.

Игорь Юрьевич, вы работаете бизнес-омбудсменом с 22 апреля. Удалось за это время вникнуть в проблемы предпринимателей?

Игорь Клепинин: Я сам пришел на должность уполномоченного из бизнеса, которому посвятил более двадцати лет жизни. Кроме того, до нового назначения возглавлял региональную общественную организацию «Деловая Россия». Так что вникать в проблемы предпринимателей мне не пришлось — я их знаю. Кстати, основные болевые точки бизнеса Курганской области были представлены в первом докладе федерального уполномоченного по защите прав предпринимателей президенту России. Ключевые слова — энерготарифы, налоги и административные барьеры.

Эти проблемы являются специфическими для Зауралья?

Игорь Клепинин: Можно сказать, что всех предпринимателей во всех регионах волнует примерно одно и то же, но есть и отличительные особенности. Например, таких высоких энерготарифов, как у нас, нет ни в одном субъекте Уральского федерального округа. В результате на некоторых энергоемких производствах доля энергозатрат в себестоимости продукции может достигать 30 процентов. Это существенно влияет на конкурентоспособность продукции нашего региона. Надеемся на переговоры, которые ведет сейчас врио губернатора Курганской области с правительством РФ о введении для региона особого порядка, направленного на снижение энерготарифов. При положительном решении вопроса ситуация изменится в корне.

Кроме того, в Курганской области установлена довольно высокая ставка налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, — 15 процентов. Например, у наших соседей — в Свердловской, Тюменской областях, ХМАО и ЯНАО — она в три раза меньше.

Отмечу также, что введенная в регионе с 1 января 2013 года патентная система оказалась невыгодной, дорогой и недоступной, поэтому так и не заработала в полную силу. В основном патент берут индивидуальные предприниматели, работающие в розничной торговле, для остальных видов предпринимательской деятельности он невыгоден, а потому непопулярен.

Между тем к 2018 году государство планирует перевести всех мелких предпринимателей на патентную систему налогообложения. Если условия не изменятся, то они могут массово уйти в тень. Мы это уже проходили год назад, когда для ИП почти в два раза увеличились страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. И результатом повышения размера взносов стало резкое сокращение количества зарегистрированных предпринимателей.

По моему глубокому убеждению, нужен дифференцированный подход к патентной системе налогообложения — разный для дотационных регионов и регионов-доноров, для сельских и городских предпринимателей. А доступность патента должна быть на уровне банкомата — пошел и заплатил.

Что мешает внести поправки в региональный закон и пересмотреть условия приобретения патента, в частности, базовые размеры потенциально возможного годового дохода?

Игорь Клепинин: Мы уже собрали предложения от предпринимателей, и не только по патентной системе. Все они войдут в отчет губернатору Курганской области о проблемах и перспективах развития бизнеса в регионе. После того как глава ознакомится с этим отчетом, документ будет выложен на нашем официальном сайте для публичного обозрения. Не буду раскрывать всех карт, но есть предложения, например, вообще освободить от налогов сельских предпринимателей, которые занимаются животноводством и растениеводством, обеспечивая нас продуктами питания, как это сделали в ряде стран. Но эти вопросы нужно ставить уже на федеральном уровне.

Что вы предлагаете предпринять для ликвидации административных барьеров?

Игорь Клепинин: Существует проблема длительности сроков предоставления земельных участков. Процедура выделения земли для бизнеса должна быть простой, быстрой, прозрачной. Предложение такое: для ускорения процесса органы власти должны подготовить свободные земельные участки к использованию, определить приоритетные направления их застройки.

В докладе федерального бизнес-омбудсмена Бориса Титова президенту России говорится о сложностях в получении кредитов и высоких процентных ставках. У вас есть идеи, как изменить ситуацию в этой сфере?

Игорь Клепинин: Да, есть. Курганской области нужен региональный банк, деятельность которого будет направлена на поддержку реального сектора экономики и развитие региона. Сейчас минимальная кредитная ставка в банках составляет 14 процентов, но это уже много. Для развития бизнеса нужны более дешевые кредиты. Их и станет выдавать региональный банк.

Но ведь существуют меры господдержки, в том числе субсидии по кредитам.

Игорь Клепинин: В Курганской области реализуется более десяти видов государственной поддержки предпринимательства. За последние три года в рамках программ на развитие бизнеса выделено полмиллиарда рублей, но насколько эффективно эти средства работают, сказать трудно. Их распределением и контролем расходования занимается департамент экономического развития, торговли и труда Курганской области. На мой взгляд, региональный банк вполне мог бы заменить в этом вопросе департамент. Кстати, у нас в регионе есть хороший пример подобного взаимодействия между государством и бизнесом — работа Курганской ипотечно-жилищной корпорации.

Как вы намерены выстраивать отношения с общественными организациями бизнеса, многочисленными и очень разными и по составу, и по политической ориентации?

Игорь Клепинин: В мае текущего года на Форуме предпринимателей Зауралья мы подписали соглашения о взаимодействии между курганскими региональными отделениями предпринимательских общественных организаций: «Деловой России», РСПП, Торгово-промышленной палаты, «Опоры России», Ассоциации молодых предпринимателей, Вольного экономического общества. Мы договорились заниматься исключительно вопросами экономики. Надеюсь, совместными усилиями мы сможем содействовать созданию благоприятного инвестиционного климата в регионе, сохранению и приумножению действующего бизнеса.

Кстати, с этой же целью мы также стремимся объединить усилия со средствами массовой информации, работающими в регионе: чтобы они показывали достижения, успехи бизнеса, формировали позитивное  общественное мнение о предпринимательстве. А то ведь как бывает? Оступился предприниматель, попал в поле зрения правоохранительных органов или где-то некорректно высказался, пресса тут же подхватывает эти жареные факты и тиражирует. И вот уже бизнесмен, которым еще вчера гордился весь город, превращается в злодея, чуть ли не в уголовника. Свежий пример: предприниматель построил торговый объект. Кому-то из жителей не понравилось, пожаловались в прокуратуру. Там выявили нарушения. Информация попала в печать, на предпринимателя обрушился поток брани в соцсетях. Но никто не задал ни одного вопроса местным властям, которые разрешили строительство и подписали все документы.

Каким образом вы собираетесь сотрудничать со СМИ?

Игорь Клепинин: Мы планируем создать Деловой клуб, членами которого станут ведущие СМИ, освещающие вопросы экономики и способные дать объективную оценку событиям с участием бизнеса, в том числе и конфликтным. Ведь задача журналистов — выслушать все стороны и объективно осветить проблему, причем приоритет, на мой взгляд, должно иметь мнение, выработанное совместно.

Возможно, в будущем этот клуб станет частью Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» в статусе наблюдательного совета — такие структуры уже появились в некоторых регионах. Их главная задача — независимая общественная экспертиза обращений предпринимателей, столкнувшихся с несправедливостью.

Идея интересная, но вызывает много вопросов. Например, кто будет определять, ангажирован журналист или нет, достоин ли он стать членом клуба? Не будут ли отдельные наши коллеги подвергнуты дискриминации?

Игорь Клепинин: Мы говорим о членстве в клубе не конкретных журналистов, а СМИ. Клуб не должен стать закрытой организацией — все, кто действительно хочет доносить до людей правду, смогут участвовать в его работе. В самое ближайшее время я рассчитываю встретиться с представителями местных изданий и телеканалов и обсудить все вопросы. Главное, цель у нас должна быть общая — работать на благо Курганской области.