Доклад президенту РФ

Вы можете оставить свое предложение для доклада здесь»


Доклад Губернатору Курганской области

Вы можете оставить свое предложение или отзыв здесь»


Онлайн-приемная Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Курганской области
Чуева Алексея Валерьевича

Задать вопрос

Игорь Клепинин: «Правила игры должны быть понятны и безопасны для бизнеса»

Сегодня гость пресс-центра Zauralonline – уполномоченный по защите прав предпринимателей в Курганской области Игорь Клепинин.
Разговор с бизнес-омбудсменом – об административных барьерах и коррупционных факторах, угрожающих бизнесу.

– Ощущают ли сегодня зауральские предприниматели прессинг со стороны властных структур?

– Как нормальные живые люди мы всегда чем-то недовольны. Но главное – чтобы эти недовольства были в правовом поле. К сожалению, есть и другая сторона бизнеса – теневая. Не могу сказать, что это соответствует правилам предпринимательства, но это явление есть. Оно является проблемой и для самого бизнеса, выступая как нечестная конкуренция. Мы и этими вопросами занимаемся.

– Почему уходить в тень невыгодно прежде всего для предпринимателя?

– Большие риски – находиться вне закона для человека, занимающегося этим бизнесом. Второе: предприниматели тоже нуждаются в людской похвале. Имя предпринимателя, его признание гораздо важнее нечестно заработанного рубля. Он производит изделия, предоставляет услуги, которыми пользуются люди, и они с благодарностью говорят об этом. Очень важно приносить пользу людям.

– А как вы оценивает е ситуацию с административными барьерами в области?

– Мы провели исследования, эта информация представлена губернатору Курганской области, отправлена федеральному уполномоченному при президенте Борису Титову, органам исполнительной власти. 150 предпринимателей дали свою оценку. Говорить о коррупции, административных барьерах в Курганской области важно и нужно. Но с гордостью отмечаю, что 81% предпринимателей заявляют: «Моя компания не производит неформальных выплат чиновникам». Это говорит о многом: 81% честных предпринимателей, которые работают в правовом поле с государственной властью.

– Как возникают ситуации вне правового поля?

– Рассмотрим на примере существующего земельного участка. Предприниматель взял участок в аренду, у него заканчивается срок аренды, но он на нем ничего не строил – возможно, не было инвестиционных средств, планы поменялись или их нарушил кризис. Ему продляют аренду еще на год – это законно. Но через год возникает возможность этот участок перепродать, а срок-то аренды закончился. Понимая это, предприниматель идет продлять права на землю. А с другой стороны, сидит чиновник, у которого есть возможность аренду продлить. Тут и начинается теневая сторона отношений.

– То есть все началось с того, что предприниматель искал лазейку?

– Зачастую ситуация именно так складывается. Предприниматель не совладал со временем, деньгами, но желает исполнить свои амбициозные планы, думает: «Я ведь вложил в участок время и силы, сделал межевание, оформил документы. Почему я его должен бесплатно отдавать, если можно добиться желаемого – любой ценой?». Та же самая ситуация может сложиться, например, с услугами перевозчиков. К сожалению, мы с подобными проблемами сталкиваемся, начинаем разбираться. И здесь однозначно ответственность двух сторон. Бизнес в случае коррупционной ситуации тоже, бывает, многое недоговаривает. Например, почему дом не принимают? Потому что выдан акт с замечаниями, которые нужно устранить. Бизнесмен может их устранять качественно, а может – некачественно, и снова претензии. Моя обязанность – говорить в защиту предпринимательства. Индивидуальность поступающих обращений, жалоб представителей бизнеса – у каждого своя. Дойти до глубины, до сути жалобы, ни в коем случае не рассмотреть ее поверхностно – вот что важно. Есть, например, нормативные правовые акты, которые действительно мешают предпринимателям, или что-то недорабатывает власть. Например, не разработана схема размещения объектов бизнеса. Предприниматель обращается к власти: «Я хочу по данному адресу поставить свой объект, предоставлять услуги, ездить по маршруту». Ему говорят: пожалуйста, ставь. Но завтра там и другой предприниматель может встать.

– А в чем проблема такой несогласованности?

– Нет регулирования, алгоритмов действий. Но если не власть будет регулировать расстановку объектов, маршрутов, услуг, тогда решение о том, можно или нельзя, будет принимать конкретный чиновник. Эти схемы должны быть фундаментом всего, обязательно утверждены депутатами, это многослойный пирог планирования всего экономического пространства. И предприниматель должен прийти и сказать: здесь я хочу заниматься бизнесом. И ему четко скажут, можно это или нельзя, потому что это предусмотрено, утверждено. Я считаю, в первую очередь необходимо четкое территориальное – поуличное, поквартальное, подворовое – планирование. Тогда не будет недопонимания между бизнесом и властью, моментов коррупционного сращивания. Еще один пример – грузоперевозки. Владелец груза часто вводит перевозчика в заблуждение, пытаясь перевезти за те же деньги как можно больше – не потому, что кто-то плохой, кто-то хороший, а потому, что каждый свою экономику считает. А у нас в Курганской области всего двое весов, где можно взвесить машину: одни мобильные, другие стационарные, которые стоят при выезде из Кургана на Челябинский тракт. Но перевозчик приезжает туда уже с грузом. При весах – контролирующий орган, и его представитель должен принять меры. Если бы ответственность была не перевозчика, а грузоотправителя, который выдает накладную, вся ответственность была бы на нем. Где перевозчик будет взвешивать, если у него нет возможности? Это – тоже детализация процессов. Правила игры должны быть понятны и безопасны для бизнеса. Это понимание должно быть в сознании наших чиновников всех уровней власти, а также банкиров, основных игроков на рынке инвестиций. И еще: если верхи сегодня четко ориентированы на развитие бизнеса, мы не можем сказать этого о специалисте, который сидит в отделе, на маленькой услуге. Кто-то ставит подпись, а кто-то просто печать на итоговом документе, где уже руководитель расписался. Все по регламенту: он не за час ее поставит, а за семь дней. Ему положено работать с восьми до пяти с перерывом с двенадцати до часу – он встанет и пойдет, что бы ни происходило. Бизнес же работает 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Нужна клиентоориентированность, нужно за парту усаживать чиновников. Почему они узкопрофильные, почему не смотрят на проблемы шире? Ориентированность на клиентов нужна, это хорошая помощь бизнесу. Потому что к руководителю предприниматель пришел один раз, и услышал: езжай, строй, продавай! А дальше он общается уже со специалистами маленького уровня, только они играют большую роль в развитии бизнеса. Было сложно, но правительство вместе с депутатами областной Думы приняли снижение стоимости по патенту на 30%. Супер! А человек не может его получить: «Тебе не положен патент». У него даже документы может не принять сотрудник. Первого апреля состоялся координационный совет по предпринимательству, там этот вопрос рассмотрен. Мы подсказали предпринимателю отправить документы по почте, но ведь сколько времени пройдет, пока почта письмо доставит, месяц ˜– пока ему ответят.

– Но ведь это – служебное несоответствие!

– Вот, мы подошли к моменту ответственности. Представьте такую картину: приезжает инспектор с проверкой и в одностороннем порядке принимает решение, что предпринимателя надо наказать. Предприниматель начинает судиться, но время идет. В результате через два года судов его полностью оправдывают, а инспектор, который его наказал, продолжает работать. И кто-то, возможно, судится с ним снова. Нет ответственности. Если чиновник проиграл суд, почему он за государственные деньги с юристами ездит по судам. А предприниматель – за свои деньги, и адвокату ему, может быть, нечем заплатить, у него арестовано имущество. Если предприниматель, получив разрешение на строительство, несколько месяцев не может построенный объект согласовать, так как, возможно, нарушены какие-то нормы. Но почему должен нести ответственность он, а не чиновник, изначально выдавший разрешение? А если бы этого чиновника уволили, его бы не взяли на подобную должность. Это та ответственность, которая необходима сегодня. Сегодня нужно качественное, углубленное и публичное рассмотрение жалоб на чиновников. Для этого федеральным уполномоченным было принято решение о создании Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции», куда имеет право обратиться любой предприниматель. В начале апреля, я думаю, он будет зарегистрирован в Минюсте. Участники этих процессов: наблюдательный совет – силовики и СМИ; общественный совет, в который входят уважаемые личности; экспертный совет – это юристы, мы уже договорились об их участии. Это как раз та общественная площадка, на которой идет рассмотрение сложных вопросов, которые становятся публичными. Работа Центра общественных процедур может быть ключевой в Курганской области.

– Спасибо за разговор, Игорь Юрьевич!

Елена Антонова. (с)
http://zauralonline.ru/